Русский English
Темперо
Адрес: 125993, ГСП-3, Москва, Волоколамское ш. 4 кор. 2.
+7(903)232-73-38
+7 (499) 755-76-08
+7 (495) 739-48-65
Факс: +7 (499) 755-76-08
e-mail: info@tempero.ru
ТЕМПЕРО Новые технологии пожаротушения

Новости:

1-4 июня 2006г., г. Краснодар

Выставка систем охраны и оборудования пожарной безопасности «SECUREXPO». Демонстрация пожаротушения средствами, выпускаемыми компанией. Получен диплом «За высокое качество представленной продукции»; огнетушитель ОВЭ-6(з) – АВЕ-01.

Подробнее...

Огнетушители
Профессиональные системы пожаротушения

Тушение очагов возгораний в тоннеле Московского метрополитена при наличии рабочего напряжения на контактном рельсе

В.Н.Бордаков, к.т.н., А.В.Карпышев, к.т.н., В.В.Матушкин (НИИ НТ при Московском авиационном институте),
В.П.Прохоров, к.т.н., А.В.Ершов (ГУП “Московский метрополитен”)
М.Д.Сегаль, д.т.н. (ИБРАЭ РАН)
(Метро и тоннели, М., №1, 2006)

Представлены результаты впервые проведенных огневых испытаний воздушно-эмульсионного огнетушителя, генерирующего струю тонкораспыленного огнетушащего вещества, в тоннеле метрополитена при наличии рабочего напряжения на контактном рельсе 825 В постоянного тока.

В современных условиях нарастания негативных факторов техногенного, природного и террористического характера особую значимость приобретают проблемы повышения противопожарной защиты метрополитена, поскольку последствием крупных пожаров в метрополитене может быть массовая гибель людей и транспортный коллапс города.

Пожары в подземных транспортных сооружениях метрополитена и тоннелях характеризуются быстрым распространением зоны воздействия опасных факторов на значительную часть сооружения, быстрым ростом темпе­ратуры в объеме тоннеля; блокированием путей эвакуации из подземных сооружений, приле­гающих наземных территорий и зданий токсичными продуктами горения, повреждением конструкций тоннелей, прекращением эксплуатации транспортной магистрали.

Развитие пожара в вагонах метропоездов, на пассажирских платформах, эскалаторах, тоннелях и критически важных для безопасности объектах метрополитена имеет существенные особенности:

-ограниченность пространства, наличие большого количества людей и связанные с этим сложности при эвакуации пассажиров;

-значительная общая пожарная нагрузка, которая у вагонов различных серий составляет более 50 кг/м 2 и может включать в себя большое количество материалов, выделяющих при горении токсичные компоненты;

-наличие в тоннелях метрополитена значительного количества силовых кабелей под напряжением до 10 кВ.,

-наличие в вагонах метрополитена значительного количества электроустановок под напряжением,

-высокая скорость воздухообмена, обусловливающая высокую скорость повышения температуры до значений в тысячу и более градусов; ф актически через 3…5 мин после начала по­жара ситуация для людей, находящихся в тоннеле становится критической и при этом при возникновении пожара необходимо эвакуировать из тоннеля несколько сотен человек;

-возможность быстрого задымления путей эвакуации;

-значительные трудности, а в ряде случаев практическая невозможность подачи необходимых объемов и расходов огнетушащих веществ к очагам пожара в подземных объектах метрополитена;

-возможность возникновения паники среди пассажиров.

Специфика пожаров на объектах метрополитена и тоннелях предъявляет жесткие и специфические требования к системам пожаротушения:

-огнетушащие вещества, используемые в системах пожаротушения в вагонах, на пассажирских платформах и эскалаторах, должны быть безопасны для людей,

-система должна обеспечить высокое быстродействие, в том числе при условии блокирования движения в тоннеле,

-система пожаротушения должна обеспечить безопасность людей, находящихся в вагонах, на платформах и на эскалаторах,

-система пожаротушения должна обеспечить быстрое снижение температуры и осаждение продуктов горения,

-выполнение задачи ликвидации пожара не должно приводить к затоплению тоннеля метрополитена и заливу кабельных лотков и инженерных помещений.

По мнению специалистов одним из наиболее эффективных способов пожаротушения для специфических условий метрополитена и тоннелей является применение систем пожаротушения тонкораспыленными огнетушащими составами, не представляющими опасности для людей.

Использование технологии тушения тонкораспыленными огнетушащими составами позволяет осуществить тушение очага возгорания с максимальной эффективностью, высоким быстродействием и использованием минимального количества огнетушащего вещества.

Специалистами Научно-исследовательского института низких температур (НИИНТ) при Московском авиационном институте и ООО “Темперо” на основе последних достижений аэрокосмической техники разработаны эффективные технологии пожаротушения тонкораспыленной водой и тонкораспыленными огнетушащими веществами, и создан ряд действующих установок, успешно себя зарекомендовавших при эксплуатации.

Одна из последних разработок – воздушно-эмульсионный огнетушитель

ОВЭ–6(з)–АВЕ-01, генерирующий струю тонкораспыленного огнетушащего вещества для оперативного подавления начальных очагов возгораний.

Запаса ОТВ в огнетушителе (6 л) достаточно для подавления очага пожара класса 6А или очага пожара ЛВЖ класса В183 . Дальность струи тонкораспыленной жидкости составляет 5- 7 метров, расход жидкости – 0,3 л/сек.

Огнетушитель может быть также использован для подавления очагов пожаров класса Е, что подтверждено результатами испытаний на электростенде при напряжении до 34 кВ. переменного тока.

Огнетушитель прост в обращении, не требует специального обслуживания и может быть размещен в кабине машиниста. Возможно изготовление модельного ряда таких огнетушителей различной емкости от 2 до 10 и более литров.

Применяемое огнетушащее вещество абсолютно безопасно для людей, что подтверждено соответствующими гигиеническими сертификатами.

Применяемое огнетушащее вещество –водный раствор “Темперо-1” сохраняет все свойства в широком температурном диапазоне от минус 30 град.С до плюс 50 град.С,что позволяет хранить и эксплуатировать огнетушитель в зимних условиях.

С целью экспериментальной проверки возможности безопасного использования огнетушителя для тушения очагов возгораний при рабочем напряжении на контактном рельсе, которое составляет 825 В постоянного тока, была впервые проведена серия огневых испытаний на путях электродепо “Северное” и в тоннеле метрополитена на перегоне “Юго-Западная” -“Проспект Вернадского”.

Безопасность применения огнетушителя определялась методом измерения тока утечки по распыленной струе огнетушащего вещества и напряжения прикосновения, возникающего на распылительном сопле и сопоставлением полученных значений с требованиями ГОСТ 12.1.038-82. Эффективность гашения определялась подавлением характерных модельных очагов возгорания в соответствии с программой испытаний. Испытания проводились в соответствии с Указанием № 428 Начальника Московского метрополитена Д. В. Гаева от 23.05. 2005 г.

Результаты испытаний в электродепо «Северное».

Атмосферные условия проведения испытаний.

Температура окружающей среды, град.С 23
Относительная влажность, % 65
Атмосферное давление, мм рт. ст. 750
Скорость ветра, м/с 10-12

Определение величины тока утечки и напряжения прикосновения.

В соответствии с программой испытаний на первом этапе определялся ток утечки по струе огнетушащего вещества, направленной на непосредственно контактный рельс, находящийся под номинальным рабочим напряжением 825 В постоянного тока. Приведение огнетушителя в рабочее состояние осуществлялось дистанционно.

В испытании №1 проводилась контрольная проверка работоспособности измерительного прибора.

Испытания № 2, 3, 4 проводились при номинальном напряжении на контактном рельсе равном 825 В постоянного тока. Перед испытаниями на шпалах рельсового участка была закреплена специальная рама, на которой крепился огнетушитель. Несущая рама устанавливалась таким образом, что расстояние между распылительной форсункой огнетушителя и контактным рельсом составляло 1 метр. Распыленная струя огнетушащего вещества (ОТВ) подавалась из сопла огнетушителя непосредственно на контактный рельс. Измерения тока утечки проводилось непрерывно до полной выработки огнетушителя. При этом моделировались условия повторно-кратковременного и непрерывного режимов подачи распыленной струи ОТВ непосредственно на контактный рельс.

В соответствии с требованиями ГОСТ 12.1.038-82 измерение напряжения прикосновения (испытание №4) проводились при последовательном включении в цепь измерения тока утечки сопротивления 6,7 кОм.

Результаты измерений электротехнических параметров, полученные в испытаниях № 1,2,3,4 представлены в таблице 1.

Таблица 1. Результаты измерений величины тока утечки по струе огнетушащего вещества.

№ п/п

Напряжение на контактном рельсе

Величина тока утечки по струе ОТВ

Напряжение прикосновения на форсунке

Огнетушитель зав. №

Примечание

В

мкА

мВ

1

825

5,9

-

00345

Контроль работоспособности приборов.

2

825

0,2

-

00343

Измерение тока утечки

3

825

0,15

-

00417

Измерение тока утечки

4

825

0,2

менее 0,1

00419

Измерение тока утечки и напряжения прикосновения

Анализ результатов измерений, приведённых в таблице 1, показал, что наблюдаемые в испытаниях величины токи утечки по струе огнетушащего вещества и напряжение прикосновения не превышают допустимых по ГОСТ Р 51057-2002, ГОСТ 12.1.038-82 величин. Предельно допустимая величина тока утечки для постоянного тока в обычном (неаварийном) режиме эксплуатации электроустановок в соответствии с требованиями ГОСТ 12.1.038-82 не должна превышать 1 мА (1000 мкА).

Результаты испытаний по подавлению модельных очагов возгорания.

Модельные очаги возгорания разжигались в соответствии с утверждённой программой испытаний под защитным кожухом контактного рельса и на поддоне 350 х500 мм. В качестве горючего материала использовалась хлопчатобумажная ткань, пропитанная керосином. Поджог очага возгорания проводился после подачи на контактный рельс напряжения с помощью факела. Время свободного горения до гашения составляло примерно три минуты. После гашения проводилась 6-ти минутная выдержка для выявления повторного возгорания или тлеющего горения хлопчатобумажного материала. Всего было проведено шесть экспериментов.

Результаты испытаний по подавлению модельных очагов возгорания под защитным коробом контактного рельса.

На контактный рельс был установлен фрагмент деревянного короба длиной 1 метр. Под коробом на контактном рельсе укладывалось в три слоя хлопчатобумажная ткань, пропитанная керосином. Затем, на контактный рельс подавалось номинальное рабочее напряжение 825 В. После этого ветошь, пропитанная керосином и уложенная от торца короба до опорной бобышки, поджигалась для создания тлеющего модельного очага возгорания. Время свободного горения до включения огнетушителя составляло 3 минуты. Тушение очага возгорания проводилось оператором с расстояния 2- 3 метра от очага при рабочем напряжении на контактном рельсе. Оператор использовал диэлектрические перчатки. Результаты испытаний представлены в таблице 2.

 

Таблица № 2. Результаты испытаний по подавлению очага возгорания, расположенного под защитным коробом контактного рельса.

№ п/п

Время тушения

Расход огнетушащего состава

Результат испытаний

сек

л

1

30

2,5

Очаг потушен полностью

2

25

2

Очаг потушен полностью

3

24

2

Очаг потушен полностью

После ликвидации очага возгорания в испытаниях № 1,2,3 повторного возгорания или появления задымления после выдержки в течение 6 минут не наблюдалось. В процессе тушения неприятных ощущений от воздействия тока при использовании диэлектрических перчаток оператор не испытывал.

Результаты испытаний по подавлению модельных очагов возгорания, расположенных под контактным рельсом.

На жестком основании пути непосредственно под контактным рельсом разжигались очаги тлеющего вещества, которые моделировались с помощью хлопчатобумажной ветоши, пропитанной керосином. Длительность свободного горения в очаге возгорания до начала гашения составляла 1-2 мин.

Тушение проводилось оператором с расстояния 2-3 метра от модельного очага возгорания, при рабочем напряжении на контактном рельсе 825 В. Оператор использовал матерчатые перчатки. Результаты испытаний представлены в Таблице 3.

Таблица № 3. Результаты испытаний по подавлению модельных очагов возгорания, расположенных под контактным рельсом.

№ п/п

Размер очага

Длительность
Тушения

Расход огнетушащего состава

Результат испытания

см

сек

л

1

30 х 30

25

1,0

Очаг потушен полностью

2

30 х 30

25

1,0

Очаг потушен полностью

3

56 х 46

35

2,0

Очаг потушен полностью

После ликвидации очага возгорания и последующей 6-ти минутной выдержки при всех испытаниях повторного возгорания или появления задымления не наблюдалось. При визуальном осмотре тления ткани не обнаружено. В процессе тушения неприятных ощущений от воздействия тока при использовании хлопчатобумажных перчаток оператор не испытывал.

Результаты огневых испытаний в тоннеле на перегоне «Юго-Западная» – «Проспект Вернадского».

Атмосферные условия проведения испытаний.

Температура окружающей среды, град.С 20
Относительная влажность, % 65
Атмосферное давление, мм рт. ст. 750
Скорость ветра, м/с 0,3

Результаты испытаний по подавлению модельных очагов возгорания.

Испытания проводились при номинальном напряжении на контактном рельсе 825 В.

Модельные очаги возгорания разжигались в соответствии с утверждённой программой испытаний под защитным кожухом контактного рельса и на поддоне 350х500 мм. В качестве горючего материала использовалась хлопчатобумажная ткань, пропитанная керосином. Поджиг очага возгорания проводился с помощью факела после подачи на контактный рельс рабочего напряжения. Время свободного горения до начала тушения составляло три минуты. После гашения проводилась выдержка около 6 минут для выявления повторного возгорания или тлеющего горения хлопчатобумажного материала. Всего было проведено три эксперимента. При подготовке модельных очагов возгорания установка и снятие элементов конструкции и пропитанной керосином хлопчатобумажной ткани, проводились при снятом с контактного рельса напряжении питания.

Испытания №1, 2. На контактный рельс был установлен фрагмент деревянного короба длиной 1 метр. Под коробом на контактном рельсе размещалась ветошь, пропитанная керосином, уложенная с торца короба до бобышки. После подачи номинального напряжения питания 825 В разжигался модельный очаг. Время свободного горения до начала гашения составляло 3 минуты. Тушение проводилось оператором с расстояния 2 - 3 метра от очага при рабочем напряжении на контактном рельсе. При этом оператор использовал диэлектрические (испытание № 1) и хлопчатобумажные (испытание №2) перчатки. В результате испытаний очаг был потушен полностью. Длительность тушения составила, от 3,0 до 25 сек. Расход огнетушащего вещества на гашение модельного очага составил около 3 литров. Повторного возгорания или появления задымления в зоне модельного очага после гашения и выдержки в течение 6 минут не наблюдалось. В процессе тушения модельного очага пожара с помощью огнетушителя ОВЭ – 6(з) АВЕ –01 оператор не испытывал неприятных ощущений от воздействия тока даже при использовании хлопчатобумажных перчаток.

Испытание № 3 . При отключённом напряжении питания непосредственно под контактным рельсом был расположен поддон с хлопчатобумажной тканью пропитанной керосином. После подачи номинального напряжения питания на контактный рельс разжигалась ветошь, пропитанная керосином. Длительность свободного горения до начала гашения составила около 2,5 мин. Размеры очага 560х460 мм. Тушение проводилось оператором с расстояния 2-3 метра от очага возгорания. Рабочее напряжение на контактном рельсе в процессе гашения - 825 В. Оператор использовал матерчатые перчатки. В результате испытаний очаг был потушен полностью. Длительность тушения модельного очага возгорания расположенного под контактным рельсом составила, примерно 16,0 сек. На тушение модельного очага было израсходовано около 2,5 литров огнетушащего вещества. Повторного возгорания или появления задымления в зоне модельного очага после гашения и выдержки в течение 6 минут не наблюдалось. В процессе тушения модельного очага пожара, с помощью огнетушителя ОВЭ – 6(з) АВЕ –01 , оператор не испытывал неприятных ощущений от воздействия тока при использовании хлопчатобумажных перчаток.

В результате проведённых испытаний получены следующие результаты:

  • реально зарегистрированная величина тока утечки по струе распыленного огнетушащего вещества при всех режимах работы огнетушителя ОВЭ-6(з) АВЕ-01 составила 0,2 микроампера, что существенно меньше значения тока утечки, допускаемого по ГОСТ 12.1.038-82 (1000,0 микроампер для постоянного тока);
  • величина напряжения прикосновения на распылительном участке форсунки огнетушителя оказалось существенно меньше 1,0 милливольта, фактически за пределами возможностей регистрирующего прибора;
  • модельные очаги возгорания под коробом контактного рельса и на жестком основании пути под контактным рельсом были устойчиво погашены без появления повторного возгорания и задымления.

Таким образом, впервые была экспериментально подтверждена возможность безопасного применения воздушно-эмульсионного огнетушителя ОВЭ-6(з) АВЕ-01 для эффективного тушения очагов возгораний в тоннелях метрополитена без снятия рабочего напряжения с контактного рельса.

В дальнейшем возможно создание ряда систем и технических устройств безопасности на основе генерации тонкораспыленных огнетушащих составов или тонкораспыленной воды для оперативного подавления очагов возгораний и на других объектах метрополитена без снятия рабочего напряжения. В качестве приоритетной задачи следует рассмотреть возможность разработки системы противопожарной защиты вагонов метропоездов с помощью автоматических установок пожаротушения тонкораспыленной водой. НИИ НТ обладает значительными научными и практическими заделами в области создания автоматических установок пожаротушения тонкораспыленной водой модульного типа, что позволит в сжатые сроки совместно со специалистами Московского метрополитена провести необходимый комплекс научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и создать головной образец системы противопожарной защиты вагонов метрополитена.

Обратите внимание:
Смотрите также:
2017 © ВСЕ МАТЕРИАЛЫ САЙТА ПРИНАДЛЕЖАТ КОМПАНИИ ТЕМПЕРО
ЛЮБОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ САЙТА БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ООО "ТЕМПЕРО" НЕ ДОПУСКАЕТСЯ.
Яндекс.Метрика

Адрес: 125993, ГСП-3, Москва,
Волоколамское ш. 4 кор. 2.
Тел: +7 (499) 755-76-08
+7 (495) 739-48-65
+7(903)232-73-38
Факс: +7 (499) 755-76-08