Русский

English

ТЕМПЕРО Новые технологии пожаротушения

125993, ГСП-3, Москва, Волоколамское ш. 4 кор. 2

info@tempero.ru

Факс: +7 (499) 755-76-08

Пн-Пт с 9:00 до 18:00

+7 (499) 755-76-08

+7 (495) 739-48-65

Заказать звонок
Каталог продукции
Наши преимущества

С 2003 года на ранке

От 1 года гарантии на всю продукцию

Более 1000 клиентов

98% наших клиентов рекомендуют нас

Отзывы клиентов

Олег Шагушин

Все автоматические установки пожаротушения, что я видел раньше, не идут ни в какое сравнение с теми, что продаются сейчас в компании “Темперо”. Они используют при компоновке системы технологии, которых вообще нет. Тонкое распыление воды до капелек наномасштабов! Не оставь огню шанса – вот как это называется.

Читать все отзывы


Повышение противопожарной защиты подземных объектов мегаполисов на основе передовых технологий генерации электробезопасных потоков тонкораспыленной воды

К.т.н. А.С. Чирко, ГУП “Мосинжпроект”,
к.т.н. А.В. Карпышев, к.т.н. А.Л. Душкин, В.В. Матушкин, Московский авиационный институт,
д.т.н. М.Д. Сегаль, ИБРАЭ РАН.

Обсуждаются проблемы повышения противопожарной защиты подземных объектов мегаполисов - метрополитена, автотранспортных тоннелей, коммуникационных коллекторов, паркингов, торговых комплексов. Предлагаются технические средства пожаротушения на основе генерации струй тонкораспыленной воды, позволяющие приступить к тушению без снятия электрического напряжения.

В каждом современном мегаполисе существует развитая подземная инфраструктура, включающая объекты транспорта (метрополитен, протяженные автотранспортные тоннели), коммуникационные коллекторы, подземные автостоянки, торгово-развлекательные комплексы. В ближайшей перспективе подземная инфраструктура будет развиваться высокими темпами из-за дефицита свободных площадей на территории крупных городов.

Совершенствование системы безопасности подземной инфраструктуры города, как объектов повышенной опасности, направлено на снижение риска возникновения техногенных катастроф и пожаров, которые могут привести к массовой гибели людей, выходу из стоя систем жизнеобеспечения и транспортных коммуникаций города.

Особую опасность представляют пожары на подземных объектах мегаполисов. Они характеризуются быстрым ростом темпе­ратуры, блокированием путей эвакуации из подземных сооружений, приле­гающих наземных территорий и зданий токсичными продуктами горения, повреждением и возможным обрушением конструкций.

Специфика пожаров на подземных объектах предъявляет жесткие требования к системам пожаротушения: огнетушащие вещества должны быть безопасны для людей, система пожаротушения должна обеспечить быстрое снижение температуры и осаждение продуктов горения, выполнение задачи ликвидации пожара не должно приводить к затоплению объекта и инженерных помещений. Особое внимание должно быть уделено возможности тушения электрооборудования под напряжением, что чрезвычайно важно для коммуникационных коллекторов, объектов метрополитена и автотранспортных тоннелей.

По мнению специалистов одним из наиболее эффективных способов пожаротушения для специфических условий объектов подземной инфраструктуры является применение тонкораспыленной воды. Специалистами Московского авиационного института проведены фундаментальные исследования по генерации тонкораспыленных потоков воды и огнетушащих веществ различного состава, определению их огнетушащей способности и экспериментальному изучению их проводимости на специальном сертифицированном электростенде. На базе этих исследований созданы, успешно испытаны и внедрены передовые системы пожаротушения тонкораспыленной водой, в том числе переносные и передвижные установки, способные тушить электрооборудование под напряжением.

Объединенная сеть тоннелей метрополитена, высокий суточный пассажиропоток, достигающий 40% населения города, приводит к катастрофическому росту последствий, вызванных пожаром, от остановки поезда в тоннеле и эвакуации его пассажиров до транспортного коллапса мегаполиса.

Недавний пожар в Нью-Йоркском метрополитене привел к полной блокировке движения на ветке Бруклин-Бронкс в течение почти четырех часов. Было эвакуировано из тоннеля почти 4 тысячи человек, 15 пассажиров, в том числе трое пожарных получили отравления дымом и были госпитализированы.

Развитие пожара в вагонах метропоездов, на пассажирских платформах, эскалаторах, путях и критически важных для безопасности объектах метрополитена имеет существенные особенности:
  • ограниченность пространства, наличие большого количества людей и связанные с этим сложности при эвакуации пассажиров;
  • значительная общая пожарная нагрузка, которая у вагонов различных серий составляет более 50 кг/м 2 и может включать в себя большое количество материалов, выделяющих при горении токсичные компоненты;
  • наличие в тоннелях метрополитена значительного количества силовых кабелей под напряжением до 10 кВ.,
  • наличие в вагонах метрополитена значительного количества электроустановок под напряжением,
  • высокая скорость роста температуры до значений в тысячу и более градусов; ф актически через 3…5 мин после начала по­жара ситуация для людей, находящихся в тоннеле становится критической и при этом при возникновении пожара необходимо эвакуировать из тоннеля несколько сотен человек;
  • возможность быстрого задымления путей эвакуации и подземного пространства метрополитена;
  • значительные трудности, а в ряде случаев практическая невозможность подачи необходимых объемов и расходов огнетушащих веществ к очагам пожара в подземных объектах метрополитена;
  • возможность возникновения паники среди пассажиров.

Основную опасность для пассажиров метрополитена при пожаре представляет задымление. Люди, как правило, погибают от удушья и отравления непригодными для дыхания продуктами горения.

Специфика пожаров на объектах метрополитена и тоннелях предъявляет жесткие и специфические требования к системам пожаротушения:
  • огнетушащие вещества, используемые в системах пожаротушения в вагонах, на пассажирских платформах и эскалаторах, должны быть безопасны для людей,
  • система должна обеспечить высокое быстродействие, в том числе при условии блокирования движения в тоннеле,
  • система пожаротушения должна обеспечить безопасность людей, находящихся в вагонах, на платформах и на эскалаторах,
  • система пожаротушения должна обеспечить быстрое снижение температуры и осаждение продуктов горения,
  • выполнение задачи ликвидации пожара не должно приводить к затоплению тоннеля метрополитена и заливу кабельных лотков и инженерных помещений,
  • система пожаротушения должна блокировать зоны дымовыделения, поглощать дымы и тепловое излучение от пожара,
  • негативные последствия ложных срабатываний должны быть незначительными.

Схожие проблемы характерны и для других объектов подземной инфраструктуры мегаполиса – автотранспортных тоннелей, особенно большой протяженности, подземных паркингов, торговых центров.

Повышенная опасность и трудности эвакуации людей из городских подземных транспортных систем и объектов метрополитена требуют наличия противопожарных систем, которые должны обладать высоким быстродействием, высокой эффективностью и безопасностью для пассажиров, обслуживающего персонала и окружающей среды.

Использование технологии тушения тонкораспыленной водой позволяет осуществить тушение очага возгорания с максимальной эффективностью, высоким быстродействием и использованием минимального количества воды. Важнейшее преимущество этих систем- возможность тушения очагов возгораний без предварительного снятия электрического напряжения.

На основе последних достижений аэрокосмической техники разработаны эффективные технологии пожаротушения тонкораспыленной водой, превосходящие известные аналоги, и создан ряд действующих установок, успешно себя зарекомендовавших при эксплуатации.

К настоящему времени накоплен опыт разработки, создания и эксплуатации систем пожаротушения тонкораспыленной водой в составе переносных, возимых и стационарных автоматических систем пожаротушения, закреплённый в десятках патентов индустриальных стран Европы, США, Японии.

Наиболее известная разработка Института - ранцевая установка пожаротушения РУПТ-1-0.4, предназначенная для оперативного подавления очагов пожаров твердых горючих веществ, горючих жидкостей и газов, а также для тушения пожаров электрооборудования под напряжением.

В установке используется принцип газодинамического ускорения мелкораспыленного двухфазного водовоздушного потока со средним диаметром капель воды 100 микрон, что позволяет оперативно подавлять пожары с очень высокой эффективностью.

Установка отличается небольшими габаритами и массой менее 20 кг в полностью снаряженном виде, простотой и надежностью в эксплуатации, постоянной готовностью к работе, безопасностью. В качестве огнетушащей жидкости применяется вода или вода с добавками объёмом около 9 ·10 - 3 м3 . Работа установки осуществляется от баллона со сжатым воздухом с рабочим давлением 30 МПа и объемом 7 ·10 - 3 м3 ., используемого в дыхательных аппаратах для пожарных. Особенно эффективно применение установки РУПТ при пожарах в тоннелях метро и коллекторах для инженерных коммуникаций. Распыленная завеса позволяет блокировать дымовую зону в тоннеле диаметром до 6м и обеспечивать безопасность продвижения пожарных к очагу пожара. Второй режим подачи огнетушащих средств позволяет получить тонкораспыленную струю длиной до 12 м.

При сертификационных испытаниях установки в России и за рубежом было подтверждено, что установка может успешно применяться для следующих целей:
  • ликвидации пожаров твердых горючих материалов класса 55А (по EN-3), что соответствует площади очага пожара примерно 60 м 2, в том числе при тлеющем горении;
  • ликвидации возгораний легковоспламеняющихся жидкостей (бензин, керосин, гептан, различные масла и т.д.) класса 233 В, при этом в ходе сертификационных испытаний было показано, что 9 ·10 - 3 м3 воды с пенообразователем содержащихся в установке достаточно, чтобы погасить около 200 ·10 - 3 м3 горящего бензина или гептана;
  • ликвидации пожаров электрооборудования под напряжением до 1 тысячи вольт с расстояния более 1 м (подтверждено сертификационными испытаниями по измерению тока утечки по струе огнетушащего вещества на специальном электростенде).
Эти свойства установки делают перспективным ее применение для объектов подземной инфраструктуры поскольку позволяют получить следующий эффект:
  1. оперативно приступить к тушению пожаров до прибытия основных пожарных подразделений;
  2. исключить залив тоннеля или помещений большим количеством воды и полностью избежать вторичного ущерба;
  3. проводить тушение в присутствии людей;
  4. проводить тушение без предварительного снятия напряжения.

Были проведены специальные огневые испытания и показано, что горящий автомобиль был полностью потушен за 165 секунд всего 3,5 ·10 - 3 м3 огнетушащей жидкости.

На основании статистических данных по площади пожара к моменту прибытия пожарных расчетов можно полагать, что почти 90% всех возгораний может быть успешно ликвидировано с помощью установки РУПТ, что позволит избежать значительного материального ущерба.

Разработка запатентована в промышленно развитых стран мира, удостоена Золотых медалей на 48-м Всемирном салоне "Брюссель-Эврика 99" и 28-м Международном салоне (апрель 2000 г., г. Женева) и Премии Правительства Российской Федерации за 2000 год. Куплена лицензия на ее производство в Германии.

Одна из последних разработок – воздушно-эмульсионный огнетушитель, генерирующий струю тонкораспыленного огнетушащего вещества (ОТВ) для оперативного подавления начальных сравнительно небольших очагов возгораний.

Запаса ОТВ в огнетушителе (6 ·10 - 3 м3) достаточно для подавления очага пожара класса 34А по EN-3 (площадь горения порядка 32 м 2) или очага пожара ЛВЖ класса 183В (примерно 180 литров любой ЛВЖ на поддоне диаметром 2,7 м). Полный вес огнетушителя составляет 9 кг. Дальность струи тонкораспыленного ОТВ составляет 5- 7 метров, расход жидкости – 0,3 ·10 - 3 м3 /сек.

В ходе специальных сертификационных испытаний на электростенде было показано, что огнетушитель может безопасно применяться для подавления очагов пожаров класса Е (электрооборудование под напряжением) при напряжении до 1 кВ.

Эти свойства огнетушителя позволяют оперативно подавлять такие характерные для метрополитена и других объектов подземной инфраструктуры очаги пожаров, как, например, возгорание шпал (в том числе и тлеющее горение), возгорание кабелей в тоннелях, а также пожары автомобилей.

Для подтверждения возможности безопасного применения огнетушителя для объектов метрополитена в тоннеле Московского метрополитена была проведена серия огневых испытаний при рабочем напряжении на контактном рельсе 825 В постоянного тока. Непосредственно под контактным рельсом разжигалась ткань (размер 50 х 40 см.), пропитанная керосином.

Тушение проводилось оператором с расстояния 2- 3 метра от очага возгорания. Рабочее напряжение на контактном рельсе в процессе тушения составляло 825 В.

В процессе тушения модельного очага пожара, с помощью огнетушителя оператор не испытывал неприятных ощущений от воздействия тока при использовании хлопчатобумажных перчаток. Очаг был полностью потушен за 15 секунд.

Реально зарегистрированная величина тока утечки по струе распыленного огнетушащего вещества при всех режимах работы огнетушителя составила 0,2 микроампера, что существенно меньше, допускаемого российскими нормативными документами.

Одной из важнейших задач обеспечения устойчивого функционирования и развития мегаполиса является повышение противопожарной защиты коммуникационных коллекторов. В коллекторах размещаются такие важные для системы жизнеобеспечения города коммуникации, как силовые электрические кабели, кабели систем связи и телекоммуникаций.

Согласно действующим нормативным документам, работы по тушению пожара в коллекторе могут начаться только после официального извещения о снятии напряжения на всех коммуникациях. Эта процедура может занять несколько часов. Именно по этой причине во время пожара в коммуникационном коллекторе на Красносельской улице летом 2006 г. пожарные расчеты не могли оперативно начать боевые действия по тушению пожара, что привело к выгоранию значительного участка коллектора, повреждению его конструкций и большому материальному ущербу. Необходимо отметить, что возгорания в коммуникационных коллекторах происходят ежегодно, при этом общая протяженность коллекторов в г. Москве составляет почти 700 км. и продолжает увеличиваться. Поэтому особенно актуальными являются разработки технических систем пожаротушения в коллекторах без снятия электрического напряжения. В связи с особой важностью данной проблемы в Постановлении Правительства Москвы от 30 августа 2005 г. № 664-ПП “О состоянии и развитии коммуникационных коллекторов г. Москвы” предусмотрен специальный раздел, предусматривающий разработку активной противопожарной защиты коллекторов.

Анализ показал, что в качестве таких систем могут быть использованы специальные распылители, генерирующие потоки тонкораспыленной воды.

Специалистами Московского авиационного института разработаны и испытаны высокоэффективные мелкодисперсные распылители, по своим характеристикам значительно превосходящие лучшие зарубежные аналоги, и использование которых целесообразно рассмотреть при проектировании установок пожаротушения в коллекторах.

В отличие от других систем (например Hi- Fog, Grinell), распылители которых имеют рабочее давление подачи воды порядка 8 МПа, высокоэффективные мелкодисперсные распылители МАИ работают при давлениях подачи воды порядка 0,6-1,2 МПа и создают поток тонкораспыленной воды со средним размером капель 150-200 мкм.

Испытания на специальном электрическом стенде при рабочем напряжении 36 кВ показали, что ток утечки по струе тонкораспыленной воды с такими параметрами значительно ниже допустимых требованиями нормативных документов значений.

Необходимо отметить, что использование для тушения в замкнутом пространстве в присутствии людей газовых, порошковых и аэрозольных систем пожаротушения крайне опасно. Использование тонкораспыленной воды не только эффективно для тушения и безопасно для людей. Мелкие капли воды интенсивно поглощают тепловое излучение, но и адсорбируют химически опасные и ядовитые вещества и тем самым могут защищать людей от воздействия опасных факторов пожара и создавать локальные зоны безопасности.

В протяжённых тоннелях с редкими эвакуационными выходами и сбойками целесообразно использовать установку «Островок безопасности» (« Safe- point») - средство групповой защиты в тоннельных сооружениях. Эта новая совместная разработка МАИ и ГУП «Мосинжпроект» особенно эффективна в городских тоннелях глубокого заложения, как компенсирующее или дополнительное мероприятие, предназначенное для обеспечения безопасности людей, не успевших эвакуироваться из тоннеля. Испытания показали, что « Safe- point» обеспечивает защиту от потока излучения с поверхностной плотностью до 65 кВт/м 2, и поддерживает содержание кислорода в защищаемой зоне не ниже 15%. Установка не входит в габариты приближения, легко монтируется, имеет дистанционное и ручное включение. « Safe- point» обеспечена самой современной системой звуковых и световых маяков, которые позволяют обнаружить её при видимости не менее 0.8 м с расстояния 50 м. Установка имеет высокий уровень функциональности, может интегрироваться с системами автоматического пожаротушения.

Гидравлические и огневые испытания устройств генерации тонкораспыленной воды, показали их высокую эффективность при пожаротушении, способность за очень короткое время (порядка нескольких секунд) снизить температуру в очаге возгорания и осадить продукты горения.

 

Литература
  • Both, C. and A. Haack. Present-day design fire scenarios and comparison with test results and real fires: structures & equipment. Safe & Reliable Tunnels. Innovative European Achievements. First International Symposium, Prague 2004. P . 73…87.
  • 2. В.Н. Бордаков, А.В. Карпышев, М.Д. Сегаль и др. Безопасное применение огнетушителя в метрополитене при рабочем напряжении на контактном рельсе. Проблемы безопасности и чрезвычайных ситуаций., М., № 5, 2005.
  • 3. А.В. Карпышев, А.Л. Душкин, А.В. Ершов, М.Д. Сегаль и др. Системы повышения безопасности пассажиров метрополитена при пожаре в тоннеле. Метро и тоннели, М., № 1 , 2006 г.

Рекомендуем - ворота автоматические от производителя. Лучшие автоматические ворота в Москве.