Русский

English

ТЕМПЕРО Новые технологии пожаротушения

125993, ГСП-3, Москва, Волоколамское ш. 4 кор. 2

info@tempero.ru

Факс: +7 (499) 755-76-08

Пн-Пт с 9:00 до 18:00

+7 (499) 755-76-08

+7 (495) 739-48-65

Заказать звонок
Каталог продукции
Наши преимущества

С 2003 года на ранке

От 1 года гарантии на всю продукцию

Более 1000 клиентов

98% наших клиентов рекомендуют нас

Отзывы клиентов

Олег Шагушин

Все автоматические установки пожаротушения, что я видел раньше, не идут ни в какое сравнение с теми, что продаются сейчас в компании “Темперо”. Они используют при компоновке системы технологии, которых вообще нет. Тонкое распыление воды до капелек наномасштабов! Не оставь огню шанса – вот как это называется.

Читать все отзывы


Use of Advanced Fire Fighting Technologies of Finely Atomizated Water for Fire Protection of Metro Objects and Tunnels

Dr. A.S.Chirko (GUP “Mosinzhproekt”); Dr. A.V.Karpyshev, & Prof. M.D.Segal (The Research Institute of Low Temperatures at the Moscow Aeronautical Institute
 ( Proc. Of the 31-th World Tunnel Congress, 7-12 May, v.2, pp.1035-1039)

 В современных условиях негативные факторы техногенного, природного и террористического характера представляют одну из наиболее реальных угроз для обеспечения стабильного социально-экономического развития города Москвы, повышения качества жизни населения, укрепления национальной безопасности и международного престижа Российской Федерации.

Совершенствование системы безопасности автотранспортных тоннелей, коммуникационных коллекторов и других подземных сооружений города, как объектов повышенной опасности, направлено на снижение уровня техногенных катастроф и пожаров в городских тоннелях, которые могут привести к массовой гибели людей и транспортному коллапсу города.

Отмечается отсутствие чёткого разграничения сфер ответственности за безопасность подземных сооружений, а нормативно-правовая база, регулирующая вопросы обеспечения защищённости этих опасных объектов, не совершенна. Усиливается негативное воздействие антропогенных факторов.

Существует устойчивая тенденция роста террористических проявлений в подземных сооружениях города в последние годы, что позволяет отнести подземные сооружения города к перечню критически важных объектов Российской Федерации.

Заложенные в технических условиях и проектной документации мероприятия являются, безусловно, важными, но не разрешающими весь комплекс проблем обеспечения безопасности подземных сооружений. Важнейшими составляющими безопасности подземных сооружений являются также регламенты взаимодействия по ликвидации ЧС и уровень технической вооруженности оперативных служб .

Пожары в подземных транспортных сооружениях метрополитена и тоннелях характеризуются быстрым распространением зоны воздействия опасных факторов на значительную часть сооружения, быстрым ростом темпе­ратуры в объеме тоннеля; блокированием путей эвакуации из подземных сооружений, приле­гающих наземных территорий и зданий токсичными продуктами горения, повреждением конструкций тоннелей, прекращением эксплуатации транспортной магистрали. Последствием крупных пожаров в метрополитене может быть массовая гибель людей и транспортный коллапс мегаполиса.

Развитие пожара в вагонах метропоездов, на пассажирских платформах, эскалаторах, путей и критически важных для безопасности объектах метрополитена имеет существенные особенности:

-ограниченность пространства, наличие большого количества людей и связанные с этим сложности при эвакуации пассажиров;

-значительная общая пожарная нагрузка, которая у вагонов различных серий составляет более 50 кг/м 2 и может включать в себя большое количество материалов, выделяющих при горении токсичные компоненты;

-наличие в тоннелях метрополитена значительного количества силовых кабелей под напряжением до 10 кВ.,

-наличие в вагонах метрополитена значительного количества электроустановок под напряжением,

-высокая скорость воздухообмена, обусловливающая высокую скорость повышения температуры до значений в тысячу и более градусов; ф актически через 3…5 мин после начала по­жара ситуация для людей, находящихся в тоннеле становится критической и при этом при возникновении пожара необходимо эвакуировать из тоннеля несколько сотен человек;

-возможность быстрого задымления путей эвакуации;

-значительные трудности, а в ряде случаев практическая невозможность подачи необходимых объемов и расходов огнетушащих веществ к очагам пожара в подземных объектах метрополитена;

-возможность возникновения паники среди пассажиров.

Основную опасность для пассажиров метрополитена при пожаре представляет задымление. Люди, как правило, погибают от удушья и отравления непригодными для дыхания продуктами горения.

Специфика пожаров на объектах метрополитена и тоннелях предъявляет жесткие и специфические требования к системам пожаротушения:

-огнетушащие вещества, используемые в системах пожаротушения в вагонах, на пассажирских платформах и эскалаторах, должны быть безопасны для людей,

-система должна обеспечить высокое быстродействие, в том числе при условии блокирования движения в тоннеле,

-система пожаротушения должна обеспечить безопасность людей, находящихся в вагонах, на платформах и на эскалаторах,

-система пожаротушения должна обеспечить быстрое снижение температуры и осаждение продуктов горения,

-выполнение задачи ликвидации пожара не должно приводить к затоплению тоннеля метрополитена и заливу кабельных лотков и инженерных помещений.

По мнению отечественных и зарубежных специалистов одним из наиболее эффективных способов пожаротушения для специфических условий метрополитена и тоннелей является применение систем пожаротушения тонкораспыленной водой. Необходимо сосредоточить усилия по развитию и адаптации этих систем в организациях, имеющих необходимые научные и практические заделы.

Повышенная опасность и трудности эвакуации пассажиров городских подземных транспортных систем и метро требуют наличия противопожарных систем, которые должны обладать высоким быстродействием, высокой эффективностью и безопасностью для пассажиров, обслуживающего персонала и окружающей среды.

Использование технологии тушения тонкораспыленной водой позволяет осуществить тушение очага возгорания с максимальной эффективностью, высоким быстродействием и использованием минимального количества воды. Системы пожаротушения можно легко установить на станциях и вагонах метропоездов, при этом они требуют минимального технического обслуживания.

Российские системы пожаротушения тонкораспыленной водой обладают высокой конкурентоспособностью. Специалистами Научно-исследовательского института низких температур (НИИНТ) при Московском авиационном институте на основе последних достижений аэрокосмической техники разработаны эффективные технологии пожаротушения тонкораспыленной водой, превосходящие известные аналоги, и создан ряд действующих установок, успешно себя зарекомендовавших при эксплуатации.

В НИИНТ накоплен опыт разработки и создания систем пожаротушения тонкораспыленной водой в составе мобильных и автоматических систем пожаротушения, закреплённый в десятках патентов индустриальных стран Европы, США, Японии. Установки успешно себя зарекомендовали при эксплуатации в различных отраслях народного хозяйства. Институт имеет необходимые научные и опытно-конструкторские заделы для успешного решения специфической задачи противопожарной защиты объектов метрополитена и может выступить в качестве координирующей организации по решению этой проблемы.

Наиболее известная разработка Института - ранцевая установка пожаротушения РУПТ-1-0.4, предназначенная для оперативного подавления очагов пожаров твердых горючих веществ, горючих жидкостей и газов, а также для тушения пожаров электрооборудования под напряжением.

В установке используется принцип газодинамического ускорения мелкораспыленного (средний размер капли воды порядка 100 микрон) двухфазного (вода-воздух) потока, что позволяет оперативно подавлять пожары на ранней стадии возгорания с очень высокой эффективностью.

Установка отличается небольшими габаритами и массой менее 20 кг в полностью снаряженном виде, простотой и надежностью в эксплуатации, постоянной готовностью к работе, безопасностью. В качестве огнетушащей жидкости применяется обычная вода или вода с добавками объёмоом около 9 ·10 -3 м 3 . Работа установки осуществляется от баллона со сжатым воздухом объемом 2 ·10 -3 м 3 . с рабочим давлением 30 МПа, аналогично применяемым в дыхательных аппаратах для пожарных, что позволяет создавать струю тонкораспыленной жидкости длиной 15-20 м.

При сертификационных испытаниях установки в России и за рубежом было подтверждено, что установка может успешно применяться для следующих целей:

-ликвидации пожаров твердых горючих материалов площадью поверхности очага горения класса 55А, что соответствует площади примерно 60 м 2, в том числе при тлеющем горении;

-ликвидации возгораний легковоспламеняющихся жидкостей (бензин, керосин, гептан, различные масла и т.д.) площадью до 7,3 м 2 а при разливах и большей площади, при этом в ходе испытаний было показано, что 9 ·10 -3 м 3 воды с пенообразователем содержащихся в установке достаточно, чтобы погасить около 200 ·10 -3 м 3 горящего бензина или гептана;

-ликвидации пожаров электрооборудования под напряжением до 36 тысяч вольт с расстояния более 1 м (в соответствии с протоколом испытаний на электробезопасность).

Эти свойства установки делают перспективным ее применение для объектов метрополитена поскольку позволяют получить следующий эффект:

-оперативно приступить к тушению пожаров до прибытия основных пожарных подразделений,

-исключить залив тоннеля или помещений большим количеством воды и полностью избежать вторичного ущерба;

-проводить тушение в присутствии людей.

При огневых испытаниях в августе 2003 г с помощью установки РУПТ горящий автомобиль был потушен за 165 с всего 3,5 ·10 -3 м 3 огнетушащей жидкости.

На основании статистических данных по площади пожара к моменту прибытия пожарных расчетов можно полагать, что почти 90% всех возгораний может быть успешно ликвидировано с помощью установки РУПТ, что позволит избежать значительного материального ущерба.

Разработка запатентована в промышленно развитых стран мира, удостоена Золотых медалей на 48-м Всемирном салоне "Брюссель-Эврика 99" и 28-м Международном салоне (апрель 2000 г., г. Женева) и Премии Правительства Российской Федерации за 2000 год. Куплена лицензия на ее производство в Германии.

Одна из последних разработок НИИ НТ – огнетушитель, генерирующий струю тонкораспыленной воды для оперативного подавления начальных сравнительно небольших очагов возгораний.

Запаса воды в огнетушителе (6 ·10 -3 м 3 ) достаточно для подавления очага пожара класса А34 (площадь горения порядка 40 м 2) или очага пожара ЛВЖ класса В183 (примерно 180 литров любой ЛВЖ на поддоне диаметром 2,7 м). Полный вес огнетушителя составляет 9 кг. Дальность струи тонкораспыленной воды составляет 5- 7 метров, расход жидкости – 0,3 ·10 -3 м 3 /сек.

Огнетушитель может быть также использован для подавления очагов пожаров класса Е при напряжении до 10 кВ.

Огнетушитель прост в обращении, не требует специального обслуживания и может быть размещен в кабине машиниста. Возможно изготовление модельного ряда таких огнетушителей различной емкости от 2 до 10 ·10 -3 м 3 и более литров.

Эти свойства огнетушителя позволяют оперативно подавлять такие характерные для метрополитена очаги пожаров, как, например, возгорание шпал (в том числе и тлеющее горение) или возгорание кабелей в тоннелях.

Специалистами НИИ НТ разработаны и испытаны высокоэффективные дренчерные и спринклерные мелкодисперсные распылители, по своим характеристикам значительно превосходящие лучшие зарубежные аналоги, использование которых целесообразно рассмотреть при проектировании автоматических установок пожаротушения на объектах метрополитена, в том числе в метропоездах, поскольку они обладают значительно более высокой эффективностью использования воды, чем известные зарубежные аналоги и работают при значительно более низких давлениях.

Для автоматических систем противопожарной защиты внутреннего пространства вагонов метропоездов специалистами НИИНТ предлагается также разработать специальные модульные установки, включающие запас воды, воздушную вытеснительную систему, необходимую автоматику и мелкодисперсные распылители, которые устанавливаются в вагонах. Сама модульная установка может быть размещена в подвагонном пространстве.

В отличие от других систем, распылители которой имеют рабочее давление подачи воды порядка 8 МПа, высокоэффективные мелкодисперсные распылители НИИ НТ работают при давлениях подачи воды порядка 0,6-1,2 МПа.

Использование для тушения в замкнутом пространстве в присутствии людей газовых, порошковых и аэрозольных систем пожаротушения крайне опасно. Использование тонкораспыленной воды не только эффективно для тушения и безопасно для людей. Мелкие капли воды интенсивно поглощают тепловое излучение, но и адсорбируют АХОВ и тем самым полностью защищают людей от воздействия опасных факторов пожара, создают локальные зоны безопасности.

Предварительные экспериментальные исследования, проведенные в НИИ НТ, показали, что с помощью разработанных дренчерных распылителей возможно решение еще одной важной для метрополитена проблемы - создание тонкораспыленных водяных завес, препятствующих выходу дыма на станции при пожарах в тоннелях метрополитена.

В протяжённых тоннелях с редкими эвакуационными выходами и сбойками целесообразно использовать установку «Островок безопасности» (« Safe- point») - средство групповой защиты в тоннельных сооружениях. Эта новая совместная разработка НИИ НТ и ГУП «Мосинжпроект» особенно эффективна в городских тоннелях глубокого заложения, как компенсирующее или дополнительное мероприятие, предназначенное для обеспечения безопасности людей, не успевших эвакуироваться из тоннеля. Испытания показали, что « Safe- point» обеспечивает защиту от потока облучения менее 65 кВт/м 2, и поддерживает содержание кислорода не ниже 15%. Установка не входит в габариты приближения, легко монтируется, имеет дистанционное и ручное включение. « Safe- point» обеспечена самой современной системой звуковых и световых маяков, которые позволяют обнаружить её при видимости не менее 0.8 м с расстояния 50 м. Установка имеет высокий уровень функциональности, может интегрироваться с системами автоматического пожаротушения.

Гидравлические и огневые испытания устройств, показали их высокую эффективность при пожаротушении, способность за очень короткое время (порядка нескольких секунд) снизить температуру в очаге возгорания и осадить продукты горения.

 

Литература

  • Both, C. and A. Haack. Present-day design fire scenarios and comparison with test results and real fires: structures & equipment. Safe & Reliable Tunnels. Innovative European Achievements. First International Symposium, Prague 2004. P . 73…87.

 

Fires in Metro underground structures and tunnels are characterized by speedy temperature build-up, emission of considerable volumes of toxic combustion products, damage of tunnel structures, interruption of highway running.

Consequences of major fires in Metro mean mass death of people and transportation collaps of a town.

Specificity of fire on Metro objects and tunnelsmakes particular demands of fire fighting systems: extinguishing matters should provide safety for people, the system should provide high operating speed, fast temperature lowering and precipitation of combustion products, fire fighting should not result in tunnel flooding.

One of the most acceptable means of fire fighting for specific Metro und tunnel conditions is applying of extinguishing by finely atomizated water due to its high efficiency and operational safety for people.

On the basis of advanced aerospace technology the specialists of NIINT have developed and patented (in EU-countries, USA and Japan) fire fighting technologies by finely atomizated water (droplet diameter of 100 10 -6m), which surpass the well-known analogues, and several operating facilities have been created.

A backpack extinguishing unit is designed for efficient fire-seat smothering of solid inflammables (seat of A55 Class), burnable liquids (seat of B233 Class) and gases as well as for fire extinguishing of electrical equipment alive.

A fire extinguisher has been developed which generates a finely atomizated water jet for efficient smothering of initial relatively small fire points. The fire extinguisher water-supply

(6 10 -3m 3) is enough for extinguishing of Class A34 fire area or Class B183 fire area. Length of jet is 5 m, fluid consumption is 0,3 10 -3m 3/s.

The extinguisher can be used for fire-seat smothering of Class E at up to 10 kV tension.

High-performance fine water atomizers have been developed and tested, which technical data surpass all well-known analogues for automatic fire extinguishing installations on Metro objects and in tunnels.

In contrast to the HI-FOG System with atomizers of water feed working pressure about 8 MPa, the NIINT high-performance fine water atomizers work at water feed pressures about 0,6 – 1,2 MPa.

In lengthy tunnels it is advisable to use “The Safe-Point” Installation - that are facilities of people group protection.

Tests show that “The Safe-Point” which uses finely atomizated water, provides protection against infrared irradiance up to 65 kW/m 2 and maintains oxygen content not less than 15%.

Hydraulic and fire tests of the finely-atomizated water generators developed by NIINT, show their high efficacy at fire fighting, their ability to lower temperature with a very high speed (within seconds) in the ignition area and to precipitate combustion products.