Русский

English

ТЕМПЕРО Новые технологии пожаротушения

125993, ГСП-3, Москва, Волоколамское ш. 4 кор. 2

info@tempero.ru

Факс: +7 (499) 755-76-08

Пн-Пт с 9:00 до 18:00

+7 (499) 755-76-08

+7 (495) 739-48-65

Заказать звонок
Каталог продукции
Наши преимущества

С 2003 года на ранке

От 1 года гарантии на всю продукцию

Более 1000 клиентов

98% наших клиентов рекомендуют нас

Отзывы клиентов

Олег Шагушин

Все автоматические установки пожаротушения, что я видел раньше, не идут ни в какое сравнение с теми, что продаются сейчас в компании “Темперо”. Они используют при компоновке системы технологии, которых вообще нет. Тонкое распыление воды до капелек наномасштабов! Не оставь огню шанса – вот как это называется.

Читать все отзывы


Модульные установки пожаротушения


А.В.Карпышев, к.т.н., А.Л.Душкин, к.т.н., Н.Н.Рязанцев (НИЦ новых технологий Московского авиационного института), М.Д.Сегаль, д.т.н. (ИБРАЭ РАН)

(Проблемы безопасности и чрезвычайных ситуаций., М., №3, 2006, с. 105-109)

Обсуждается возможность создания высокоэнергетической модульной установки пожаротушения с приводом от газотурбинного авиационного двигателя с интенсивностью подачи огнетушащего вещества 100 л/с и дальностью до 130 метров. Показано, что на основе использования передовых аэрокосмических технологий возможно в сжатые сроки (порядка 1,5-2 лет) создать установку с вышеуказанными параметрами массой не более 500 кг.

В России в среднем ежегодно фиксируют 25-30 катастрофических пожаров с групповой гибелью людей (более 5 человек) и примерно 160-170 крупных пожаров. (в 2002 г. было зафиксировано 348 крупных пожаров). Основные объекты крупных пожаров - производственные здания и склады (37%) , жилой сектор (28%), административно-общественные здания (15%).

Общий ущерб от пожаров достигает в среднем 50-60 млрд. руб. в год, при этом ущерб от крупных пожаров составляет 16-17% от этой цифры.

Согласно статистике ежегодно в России вследствие пожаров уничтожается до 70 тыс. строений и гибнет порядка 18 тысяч человек. При этом на каждые 100 пожаров в России гибнет до 8 человек, что является одним из самых высоких показателей в мире, в США этот показатель равен 0,4 чел.

Очень сложная ситуация в Москве и других крупных городах. В Москве ежегодно фиксируется примерно 28 тысяч пожаров, гибнет ежегодно 400 человек или 4,5 чел на 100 тысяч населения (Нью-Йорк- 2,1, Токио- 1,25, Лондон и Пекин – 1,0).

По Москве в зданиях повышенной этажности за последние годы произошло несколько крупных пожаров с гибелью людей (общежитие РУДН, погибло 20 человек, общежитие ВГИК, погибло 2 человека, 25 этажное здание в ЗАО, погибло 4 человека). Недавний пожар во Владивостоке унес жизни 9 человек.

Согласно оценкам, выполненным член-корр. РАЕН Н.Н. Брушлинским, риск возникновения катастрофических пожаров в России составляет, в среднем почти 10 -4 в год по отношению к общему числу пожаров. В США этот показатель составляет 2,2 * 10 -5 в год.

В крупных мегаполисах из-за высокой интенсивности движения снижаются показатели оперативного реагирования, кроме того, в ряде случаев из-за массового нарушения правил парковки пожарные автомобили не могут подъехать на необходимое расстояние и оперативно приступить к боевым действиям по тушению пожара.

В связи с программой строительства пилотных высотных объектов в городе Москве (утверждено распоряжением Правительства Москвы № 1618-РП от 12.08.2004), строительством ряда уникальных объектов, таких как ММДЦ Москва-Сити, интенсивным развитием подземной инфраструктуры города Москвы, строительством зданий повышенной этажности в других крупных городах Российской Федерации и массовым строительством крупных торгово-развлекательных комплексов появляется необходимость в разработке и создании современных мощных и мобильных систем пожаротушения.

Такие системы необходимы и для повышения противопожарной защиты промышленных объектов, крупных транспортных узлов, объектов энергетики и систем жизнеобеспечения больших городов.

Анализ показал, что на сегодняшний день наиболее мощные пожарные автоцистерны тяжелого типа отечественного производства, например, АЦ-5,0-40 (шасси автомобиля “Урал”), АЦ-8,8-50 (шасси автомобиля КАМАЗ), оснащенные насосом ПН-40УВ либо насосом FP-16/8-2 H (фирмы ZIEGLER) способны обеспечить подачу огнетушащего вещества с интенсивностью 2400 - 3000 л/мин. соответственно.

Аэродромные пожарные машины отечественного производства АА-70 ( шасси МАЗ, насос ПН-60, с двигателем привода насоса ЗИЛ 50901400) и АА-60 с аналогичным насосом позволяют осуществлять подачу огнетушащего состава с интенсивностью порядка 3600 л/мин. Последняя модификация автомобиля АА-70 включает насос ПН-70Э производительностью до 4200 л/мин.

Особо следует отметить, что дальность подачи огнетушащего вещества даже для мощных аэродромных машин составляет не более 70 метров при использовании чистой воды без добавок пенообразователя.

Наиболее высокими характеристиками по интенсивности подачи огнетушащего вещества обладает отечественный автомобиль комбинированного тушения АКТ 6/1000-80/20 на базе шасси КАМАЗ, укомплектованный мощным насосом FP48/8-2 H (фирмы ZIEGLER), производительностью 4800 л/мин. При этом дальность подачи огнетушащего вещества составляет до 75 метров.

Что касается зарубежных систем, то можно отметить одну из наиболее мощных и энерговооруженных пожарных машин - автомобиль аэродромного тушения фирмы ИВЕКО МАГИРУС (насос обеспечивает подачу воды с расходом до 6600 л/ мин с приводом от отдельного дизельного двигателя мощностью 358 л.с.). Заявленная дальность подачи воды порядка 80 метров. При этом стоимость машины такого типа составляет до 1,5 млн. евро.

В соответствии с Указом Президента РФ № 868 от 2004 г. на МЧС России возложены функции по обеспечению безопасности людей на водных объектах, в том числе тушение пожаров на акваториях и примыкающих к ним территориях.

В настоящее время на вооружении противопожарной службы в составе пожарных судов речного и озерного базирования состоят катера типа КС-110-39.

Этот катер сочетает сравнительно небольшое водоизмещение (15 тонн) и мощную установку пожаротушения, оборудованную насосом НЦПН 100/100 отечественного производства, производительностью до 6000 л/мин. Приводом насоса является ходовой двигатель катера мощностью 250 л.с. Заявленная дальность подачи огнетушащего вещества (воды), генерируемой насосом, составляет примерно 80 метров.

Таким образом, анализ показывает, что на сегодняшний день наиболее мощные технические средства пожаротушения тяжелого класса отечественного производства, установленные на автомобильном шасси, могут обеспечить интенсивность подачи воды или огнетушащих веществ на уровне 2400 – 4800 л/мин. Дальность подачи чистой воды при этом не превышает 70-75 метров, а применение воды с добавками пенообразователя может значительно снизить этот показатель (в зависимости от кратности пены).

По мнению начальника ФГУ ВНИИПО МЧС России профессора Н.П. Копылова действующий парк пожарных автомобилей физически и морально устарел, 40-литровые насосы, которыми укомплектованы большинство выпускаемых пожарных автомобилей, не обеспечивают нормативную интенсивность подачи огнетушащих веществ.

По расчетам МЧС России для технического перевооружения пожарной охраны только в ближайшие два года потребуется не менее 10 млрд. руб. Значительная часть этих средств должна быть направлена на обновление парка пожарных автомобилей за счет приобретения моделей нового качественного уровня. (Н.П. Копылов “Современные пожарные автомобили: проблемы создания, инновационные решения, тенденции развития”, Средства спасения. Противопожарная защита, 2005 г., стр. 66)

Научно- исследовательский центр новых технологий Московского авиационного института имеет значительный опыт разработки и создания новейших технических средств пожаротушения.

На сегодняшний день разработаны и внедрены новейшие системы пожаротушения тонкораспыленной водой, базирующиеся на достижениях ракетно-космической техники. Созданы и успешно эксплуатируются ранцевые устройства пожаротушения, новые высокоэффективные воздушно-эмульсионные огнетушители, пожарные автомобили первой помощи. НИЦ располагает самой современной экспериментальной базой, штатом высококвалифицированных специалистов, имеющих большой опыт предшествующей работы в области создания и отработки изделий аэрокосмической техники.

В связи с потребностью в мощных мобильных системах пожаротушения специалистами НИЦ новых технологий МАИ выполнены предварительные оценки по разработке и созданию высокоэнергетической мобильной модульной установки пожаротушения, оснащенной высокоимпульсными стволами, для тушения пожаров высшей категории сложности. Такая установка обеспечит интенсивность подачи огнетушащего вещества до 6000 литров в минуту и дальность подачи струи огнетушащего вещества до 120- 130 м. За счет использования высоких технологий, достижений аэрокосмической техники, применения в качестве привода газотурбинного авиационного двигателя и неординарных компоновочных решений возможно создать малогабаритный модуль максимальным весом порядка 500 кг.

Такие модульные высокоэнергетические установки пожаротушения могут быть размещены на автомобильном шасси сравнительно небольшой грузоподъемности, плавсредствах, например, катерах типа “Мангуст” или КС, пожарных поездах. Предварительные проработки показывают, что существует реальная возможность размещения такого модуля в контейнере с соответствующими узлами крепления для возможности оперативного перемещения модуля к очагу пожара с помощью вертолета.

В перспективе разработанными установками пожаротушения целесообразно оснастить крупные предприятия химического, нефтехимического и топливно-энергетического комплексов, речные и морские порты, объекты энергетики, аэропорты, лесобиржи, крупные складские помещения и терминалы, расположенные вблизи водных источников, а также службы пожаротушения крупных городов, в первую очередь, расположенных на водных магистралях и акваториях.

Необходимо отметить, что на сегодняшний день имеются определенные научные, технологические и экспериментальные заделы и наработки для создания головного образца установки в достаточно сжатые сроки.

Согласно предварительным проработкам модуль должен иметь в своем составе

компактный газотурбинный двигатель, который служит приводом специального высокооборотного насоса, обеспечивающего расход воды до 100 л/ c при рабочем давлении до 1,5 МПа соответственно.

Мощность двигателя при таких параметрах насоса должна составлять порядка 210-220 кВт. Этому требованию удовлетворяет двигатель ГТД-350, используемый в качестве силовой установки вертолета Ми-2. Двигатель имеет сухой вес около 140 кг, частота вращения свободной турбины составляет 6000 об/мин и поддерживается автоматически на режиме номинальных параметров. Топливом служит авиационный керосин, расход топлива на режиме номинальных параметров не превышает 0,04 кг/с. Двигатель запускается с помощью электростартера, приводимого в действие либо от бортовой сети (напряжением 27 В) либо от аккумуляторной батареи емкостью порядка 300 – 350 Ачас. Время выхода на режим малого газа не превышает 30 сек. Температурный диапазон эксплуатации двигателя ГТД-350 от минус 40 до плюс 50 град. С.

Рассмотрим для сравнения характеристики некоторых современных дизельных двигателей аналогичной мощности, выпускаемых отечественными и зарубежными производителями.

Дизельный двигатель ЯМЗ модели 240М2 при мощности 360 л.с. и частоте вращения коленчатого вала 2100 об/мин. имеет вес 1670 кг. Расход топлива – 0,021 кг/ c. Примерно такими же характеристиками обладают дизельные двигатели, выпускаемые Тутаевским заводом, например модель 8481.10 мощностью 350 л.с. с частотой вращения 1900 об/мин.

Среди зарубежных моделей достаточно высокими удельными характеристиками обладает двигатель SFN-210 фирмы Sole Diesel, предназначенный для судовых установок. При мощности двигателя 210 л.с. и частоте вращения 2500 об/мин. его вес с редуктором составляет 695 кг.

Таким образом, дизельные двигатели отечественного производства, равной с ГТД-350 мощности, имеют массу почти на порядок больше; при этом дизельные двигатели являются низкооборотными и для того, чтобы использовать такой двигатель в качестве привода высокооборотного насоса необходимо разработать специальный редуктор. Нельзя забывать и тот факт, что дизельный двигатель требует для запуска мощную аккумуляторную батарею и существуют проблемы запуска при низких температурах окружающей среды.

Что касается расхода топлива, то нетрудно видеть, что удельный расход топлива для двигателя ГТД-350 превышает удельный расход дизельного двигателя всего в два раза (144 кг/час и 76 кг/час соответственно).

Выполненные расчетно-теоретические исследования и проработки показали, что благодаря использованию последних достижений ракетно-космической техники возможно создать уникальный насосный агрегат шнекоцентробежного типа производительностью до 100 л/сек и давлением до 1,5 МПа при частоте вращения рабочего колеса 6000 об/мин. При этом сухой вес такого агрегата по оценкам составит всего 70-75 кг. (сухой вес насоса НЦПН 100/100 с близкими параметрами - расход 100 л/с и давление 10 атм., серийно выпускаемого Урало-Сибирской пожарно-технической компанией, составляет 400 кг). Предполагается, что насосный агрегат будет выполнен из высокопрочной литьевой нержавеющей стали, чтобы можно было использовать огнетушащие составы различных типов, в том числе морскую воду.

Модуль оснащается специальными пожарными стволами, позволяющими достичь дальности струи огнетушащего вещества порядка 120-130 метров за счет оптимальной организации потока жидкости в гидравлическом тракте ствола.

Опытные образцы пожарных стволов, генерирующие высокоимпульсные струи сверхвысокой дальности, в настоящее время испытаны и показали проектные параметры в ходе испытаний.

Таким образом, существует реальная возможность в сжатые сроки (порядка 1,5- 2 лет) создать мощную высокоэнергетическую модульную установку пожаротушения, генерирующую струи огнетушащих веществ с расходом до 100 литров в секунду при дальности подачи огнетушащего вещества до 120-130 метров. При этом, как показывают проработки и результаты испытаний, вес установки составит порядка 500 кг (не считая запаса топлива), что дает возможность разместить ее на шасси автомобиля среднего класса, автоприцепах, плавсредствах речного и озерного классов, пожарных поездах, а также оперативно перемещать с помощью вертолета.